Два мира, живущие недалеко друг от друга

Дарим в подарок бесплатный вводный урок!

Дети и родители, подростки и взрослые, как часто мы смотрим и не видим, слушаем и не слышим, не понимаем друг друга. А ведь это так важно!

Рассказывает Людмила Байкаш, практический психолог, психотерапевт, коуч, эксперт журнала Фокус внимания.

Вчера я работала с одним подростком — попросили из полиции следователи. Он в школе нашел телефон и забрал его себе, с такими я работаю часто.

Мне нравится работать в качестве психолога с подростками: они «стоят на переходном мостике из детства в юность», где все в новинку. Когда водитель едет по знакомой дороге, там он знает каждую ямку, а на незнакомой без указателей не ясно, поворачивать или ехать прямо. Так и подростки: они в детстве уже были, а в юность только заезжают, поэтому плутают. Я знаю, как научить их пользоваться навигатором на незнакомой дороге жизни, чтобы выехать на правильный путь.

Обычно заходит в кабинет такой подросток, а у меня в голове мысли: «Ростом высокий, а ум еще не догнал его роста». Садится на стул на пятую точку, будто хочет лечь на сидение. Ноги вперед вытянет. Цвет лица — серый. Глаза — потухшие.
Начинаешь с ним говорить, на вопросы отвечает «Да», «Нет», «Не знаю».

Многие официальные лица, которые беседуют с подростками в кабинете, делают им строгое официальное замечание: «Сядь правильно, чего развалился?». Я так не делаю. У меня в душе даже злости на них нет, только умиление: они ведь на переходном мостике сейчас живут. Я знаю, что минут через 10-15 ребенок сам сядет прямо, корпус тела направит в мою сторону, щеки начнут румяниться, глаза заблестят. Почему? Потому что увидит, что его здесь понимают, ему что-то очень важное и интересное говорят. Его не надо приструнивать, он сделал выбор сам. Это очень важно.

А подросток, назовем его Артемом, который вчера ко мне приходил — совсем не такой. Вначале мне показалось, что он какой-то инфантильный. Поговорила с ним и решила дать тест на уровень интеллекта. Удивилась: отвечает быстро и в основном верно.
Поговорили еще. Думаю, проверю у него уровень тревожности. Даю тест Филлипс (тест школьной тревожности), и по ходу его ответов понимаю, что уровень тревожности в норме.

Я задавала много вопросов и удивлялась ответам этого парня. Картина такая: он из села, что от города примерно в 30 км. Живет с мамой, отчимом и тремя младшими братьями. Работы в селе нет, мама с отчимом трудятся в поле. Сейчас собирают у фермера клубнику, скоро начнутся арбузы.

У них и школы нет, учеников возит автобус в другое село. Учится на «3», «4». Любимые предметы — физкультура и МХК (мировая художественная культура) — по этим предметам оценка «5». Артем не боится что-то забыть и неправильно ответить на уроке. Уверен, что ему помогут. На вопрос «Кто?» отвечает: «Или учитель, или одноклассники». Чувствуете разницу — не подскажут, а ПОМОГУТ. Отношения с учителями и одноклассниками хорошие.

Спрашиваю: «Как проводишь время с друзьями?». Говорит, ходят купаться на озеро. Интересуюсь, что они делают кроме купания, и получаю моментальный ответ: «Облагораживаем!».

Я не поняла, что Артем имеет в виду, и он пояснил: «Мы нырялку сделали, сейчас будем беседку строить. Мусор собираем на берегу».

—  Что, по-настоящему будете беседку делать?

— Да.

— А где вы стройматериалы возьмете?

— У нас дома были доски, отчим привез.

На вопрос, курят ли ребята, получила спокойный и искренний (вижу по глазам и телу) ответ: «У нас только один мальчик курит, больше никто». Сам Артем не из числа курящих: «Мама сказала, чтобы я не курил и не пил. Для здоровья это вредно, да и денег надо много. Я читал, что за месяц на сигареты уходит 6 тысяч».

Сначала мне показалось, что Артем как маленький мальчик: «Мама сказала…». Но ближе к концу нашей беседы поняла, что у него есть стержень, свои принципы, а мама и отчим являются хорошими учителями.

— А как ты помогаешь дома?

— У нас хозяйство, я кормлю. Варю для них.

— Ты варишь??

— Да.

— А что еще дома делаешь?

— Грядки полю. Мама мне говорит, сколько надо прополоть.

Все, что он рассказывал про отдых с ребятами — это в том селе, где школа находится. Я у него спрашиваю: «А в вашем селе есть у тебя друзья? Чем вы занимаетесь?». Как оказалось, там всего три мальчика его возраста, они помогают другу друг полоть грядки в огороде!

Артем рассказал, что еще спортом занимается: футбол, волейбол, турник — все , что есть в селе. И ездит в бассейн в город. Деньги на свои расходы зарабатывает самостоятельно. Трудится в поле, недавно получил за сбор клубники 6 тысяч руб. На вопрос, на что тратит средства, отвечает: «Коплю».

Артем закончил 9 классов и сейчас хочет поступать в училище по профессии водитель а/м. Копит деньги на то, чтобы приобрести все принадлежности для проживания и обучения в училище, которое находится в другом районе.

— А что, мама не даст денег?

— Почему? Мама даст, но я хочу все за свои купить.

Сказал, что с отчимом отношения хорошие и даже отличные. Он не ругает Артема, берет с собой на работу, учит мужскому мастерству.

Про отношения с младшими братьями его ответ меня поразил: «А я их не ругаю, не бью, не кричу на них». Потом — пауза. Я по глазам, которые ушли вглубь его души, поняла, что он ищет там ответ. А душа отвечает только чувствами. И после паузы Артем как бы выдохнул слова: «Я их люблю!».

Я была поражена. В нашем мире взрослые не всегда слышат свои чувства, а я увидела подростка, который не просто распознал чувство, но и назвал его. Мое сердце просто растаяло. Браво!

Я еще долго с ним говорила и удивлялась.

— Мама с отчимом часто ругаются?

— Да они не ругаются, — был спокойный ответ.

Есть еще один важный момент, который является элементом моего навигатора, о котором я не могу не сказать.

— У тебя есть какое-то правило, которое ты всегда выполняешь?

— Я всегда делаю то, что я обещаю. Я вот маме сказал, что не буду ни пить, ни курить. Я не буду.

Вывод такой: родители — обыкновенные люди, без высшего образования и гордыни, которая свойственна многим другим людям. В семье хорошие отношения, любят и уважают друг друга. Трудятся. Детям закладывают правильные принципы.

А то, что телефон не отдал сразу, можно понять: у него такого хорошего телефона никогда не было. Мы с ним об этом поговорили

Почему я назвала материал «Два мира»? Я думаю, это уже стало понятно.

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
10
Образование:
Столичный центр переподготовки г. Москвы
Проведенных занятий:
259
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по математике
Стаж (лет)
9
Образование:
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
Проведенных занятий:
3079
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по математике
Стаж (лет)
7
Образование:
Гомельский государственный университет им Ф. Скорины
Проведенных занятий:
2378
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)