Материальное поощрение детей: за и против

Дарим в подарок бесплатный вводный урок!

Вопрос материального вознаграждения детей за выполнение домашних поручений или отличную учебу волнует многих родителей. Не каждая награда может принести пользу, впрочем, как и наказание не всегда вредно. Вообще в воспитании детей нет плохих или хороших приемов, есть просто уместные или неуместные в конкретной жизненной ситуации. Так можно ли использовать денежное поощрение, как мотивацию к выполнению нелюбимых занятий?

Денежное поощрениеИсточник: heritageconsultants.com

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин

Сторонники «финансового» метода воспитания детей уверены, что это отличный инструмент воздействия, особенно на подростков. Они считают — цену деньгам нужно показывать с малых лет. Честно заработанная пятерка или гладко остриженный газон — это трудовая деятельность, а она естественно должна быть оплачена. Родители, применяющие такой подход, ожидают, что ребенок, зная о будущей награде, сможет научиться самостоятельно добиваться целей и с умом распоряжаться заработанными деньгами.

Конечно, если вы перепробовали все методы от кнута до пряника, чтобы мотивировать ребёнка мыть посуду или учить английский язык, то деньги это быстрый и эффективный способ стимулирования. И в первое время такая мера воздействия действительно будет приносить свои плоды.

Только мало кто из родителей осведомлен о подводных камнях подобной финансовой мотивации. Вот основные из них:

Кратковременность или снижение интереса

Иногда случается так, что ребенок не всегда способен достичь результата для получения вознаграждения. Обещанные 100 рублей за пятерку по математике могут пройти мимо его ни один раз. Смысл стараться быстро пропадает.

Обесценивание знаний

Если речь идет об оплате хороших оценок, то ребенок быстро приходит к выводу, что учеба как таковая не имеет ценности. Значимость оценки, даже выпрошенной у учителя, — вот приоритет.

Деньги не всегда важны

Значение денег для детей может быть переоценено родителями. В какой-то момент ребенок откажется выполнять работу лишь потому, что сейчас ему не нужны ваши рубли.

Возрастание детских запросов

Существует вероятность, что ребенок оценит свой труд по другому тарифу и выдаваемой вами суммы ему станет не достаточно.

Раздор в семье

Каждый ребенок обладает своими способностями. Представьте, что в семье их двое или трое, причем разновозрастных. Обиды из-за непропорциональных и нечестных вознаграждений не избежать.

Пропадет желание стараться просто так

Ребенку довольно трудно будет объяснить, что родители прекращают финансовую подпитку детского кошелька. Придется смириться с тем, что на все просьбы вы будете слышать утвердительное «нет».

Получается, что не зря противники данной методики воспитания детей уверяют — материальное поощрение становится единственной движущей силой. Ребенок не понимает и не знает о существовании других мотиваторов: одобрении, моральном удовлетворении, искренних и добрых словах, объятиях. Совершать благие дела по велению души – это просто что-то невероятное в их мировоззрении.

Когда же все-таки стоит давать ребенку деньги?

Все-таки есть дети с финансовым складом характера, которые с дошкольного возраста настроены на зарабатывание денег. Они любят и умеют копить, пересчитывают свой капитал и знают, как его приумножать. У таких детей материальное поощрение — не просто сильная мотивация, но и образ жизни.

Когда же все-таки стоит давать ребенку деньгиИсточник: terraoko.com

Уже будучи подростками, они усиленно готовят себя к самостоятельности и задумываются о дополнительном заработке. В такой ситуации психологи советуют оплачивать ребенку ту работу, которая относится к профессиональной деятельности. Например, присмотр за младшими членами семьи (няня), проведение генеральной уборки в доме (клининг), покраска забора (услуги маляра).

Категорически нельзя оплачивать:

  • Действия, связанные с самообслуживанием — чистка зубов, мытье посуды, уборка постели и т.д.
  • Выполнение обязанностей по дому — полив цветов, протирание пыли, чистка картошки и другие.
  • Волонтерство.

Помните, деньги — это все-таки поощрение, а не мотиватор. Если ребенок победил на олимпиаде, то пусть получит заслуженные 100-200 рублей. Но говорить, «когда победишь на олимпиаде я дам тебе 100 рублей», нельзя.

Правильное поощрение и мотивация

Мысли о том, чтобы оплачивать ребенку оценки или мойку посуды, не возникают лишь тогда, когда поощрения — это часть жизни. Если в семье приятные нематериальные и материальные мелочи происходят даже без повода. Особенно хорошо, если вознаграждение находит героя спонтанно. Пусть он получит незапланированный поход в кафе за то, что без напоминаний полил огород на даче.

Детей нужно хвалить не только за результат деятельности, но и за процесс его достижения. Забудьте банальные слова «хорошо» и «молодец». Скажите лучше как гордитесь своим ребенком, как много сил и труда он приложил, что будет, если он продолжит в том же духе.

Правильное поощрение и мотивацияИсточник: superlogoped.com

Идеально, когда с определенного возраста ребенок получает карманные деньги. Пусть это будет некая договоренность с пониманием почему, когда и на что даются эти финансы. Небольшой суммы раз в неделю будет достаточно. Главное — родители не имеют права лишить этого дохода ни в коем разе, даже за отвратительное поведение. Также нельзя вмешиваться в процесс их траты. Ребенок сам должен научиться финансовой грамотности, а вы должны всего лишь направлять его в нужное русло.

Платить или не платить — вопрос индивидуальный в каждой конкретной ситуации. Важно просто не превратить доверительные и любящие отношения с детьми в рыночные. Все-таки желание помочь или достичь чего-то должно идти от души. 

Наши преподаватели
Репетитор по математике
Стаж (лет)
9
Образование:
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы
Проведенных занятий:
2922
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по математике
Стаж (лет)
32
Образование:
Пятигорский государственный институт иностранных языков
Проведенных занятий:
404
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)
Репетитор по математике
Стаж (лет)
29
Образование:
Уральский государственный педагогический университет г.Екатеринбург
Проведенных занятий:
193
Форма обучения:
Дистанционно (Скайп)